Цветовое и световое решение экспозиционного пространства
Чесняк М.Г.,
заведующий отделом
культурно-образовательной деятельности
Ставропольского государственного музея-заповедника
Цвет и свет в экспозиции являются важными свойствами пространственной формы.
При проектировании экспозиции цвет выступает одним из основных факторов создания общего настроения у посетителя и ориентации его внимания, а также как средство композиции. Ряды элементов пространственных форм экспозиции могут быть построены в основных цветовых направлениях:
− ахроматическом (от белого до черного);
− хроматическом в теплой гамме (желтый – оранжевый – красный с их промежуточными оттенками) и в холодной гамме (зеленый – синий – фиолетовый с их промежуточными оттенками);
− двух дополнительных цветов (синий – оранжевый, зеленый – красный, фиолетовый – желтый).
Носителями цвета в музейной экспозиции являются различные экспонаты, стенды и архитектурные элементы интерьера. Колористическая обработка пространства чаще достигается введением одного активного цветового фона. Таким фоном могут стать пол и потолок (использование коврового покрытия и драпировки потолка невоспламеняющимися тканями).
Контрасты помогают направлять внимание посетителя на те или иные стенды или участки стендов.
Контраст может быть достигнут не только цветом, но и яркостью и фактурой материала.
Для двумерных экспонатов контраст является единственным средством выявления их контура.
Эффективность светового решения экспозиции зависит от основных факторов, определяющих:
оптимальный уровень освещенности в зависимости от характера и фактуры экспоната, коэффициента отражения его поверхности, уровня освещенности соседних предметов;
распределение световых потоков. Ярко высвеченными могут быть элементы композиции, или их группы, или деталь экспоната;
светотень позволяет выявить форму и фактуру экспоната в определенных границах освещенности;
динамика светораспределения. Кратковременная вспышка света, направленной то на один, то на другой элемент экспозиции сразу привлекает к ним внимание;
спектральная характеристика. Совместное или раздельное применение люминесцентных, ртутных и ламп накаливания определяет их спектральные характеристики, влияющие на восприятие цвета экспоната. Применение цветовых фильтров расширяет возможности использования цвета, цветовых пятен в оформлении экспозиции;
психологический и эстетический факторы. Освещение экспозиции должно психологически воздействовать на зрителя, пробуждая в нем интерес и нужные ассоциации;
экономика – существенный фактор при оценке эффективности освещения. Удачное решение освещения увеличивает ее эмоциональное воздействие.