Методы построения экспозиций

Методы построения экспозиций

Чесняк М.Г.,

заведующий отделом

культурно-образовательной деятельности

Ставропольского государственного музея-заповедника

 Выбор методов построения музейной экспозиции определяется профилем музея, темой и целью экспозиции, спецификой коллекции, размером экспозиционной площади.

В зависимости от методов построения различают систематические, ландшафтные, тематические, ансамблевые экспозиции.

Для каждого метода характерны структурные единицы – группы музейных предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющих зрительное и смысловое единство.

Основные структурные единицы определяют метод построения экспозиции:

—             систематический. Основная структурная единица – типологический ряд в соответствии с классификационной системой профильной науки (отрасли производства, вида искусства и др.);

—             ландшафтный – биогруппа (экспозиционный комплекс из объектов животного и / или растительного мира). Приемы ландшафтного метода: панорама, диорама;

—             тематический (иллюстративный) – тематико-экспозиционный комплекс (группы предметов, составляющих зрительное и смысловое единство и связанных между собой темой экспозиции);

—             ансамблевый – экспозиционный комплекс, сохраняющий или реконструирующий среду бытования музейных предметов.

В школьном музее при незначительном количестве подлинных предметов возможно создание атмосферы, отражающей дух события или явления на основе синтеза экспонатов, научно-вспомогательных материалов, оборудования, специально созданных произведений пластического искусства, аудиовизуальных систем. Это музейно-образный метод («экспозиции-метафоры»). Следует помнить, что только экспозиция, в основе которой музейные предметы, является действительно музейной.

«Музейные истории» //Выпуск 4, 2013г., стр.9//Автор-составитель Чесняк М.Г.

Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для общеобразовательных учреждений