Экскурсия в музей П. М. Гречишкина

26 февраля 2015 года, я была в музее Павла Моисеевича Гречишкина. Практически вместе со мной зашла группа школьников, класс 7-8, сегодня 11 класс пишет пробный ЕГЭ, поэтому школьники пришли  в музей. Лекцию вела молоденькая девочка, которая очень располагала к себе своим отношением к шумным посетителям, доброжелательно, делая замечания неугомонным школьникам, которые пытались заглянуть вперед всех в следующие залы. Учительница тоже попросила ребят быть серьезнее и послушать лекцию, а то ее поругают из-за них.

Я начала осмотр экспозиции с маленькой комнаты, где были картины детей, среди этих картин были репродукции с картин П.М. Гречишкина.

Юные художники часто повторяют за мастерами, чтобы понять, как правильно передать ту или иную композицию.

Мне бы хотелось послушать рассказ лектора об этой коллекции, но детей было много, а комната маленькая и я поднялась на второй этаж.

 

Гречишкин П.М. – это мастер пейзажа, исследователь и натуралист, который сотрудничал с биологами и рисовал свои картины, стараясь передать все цвета окружающего мира. Я была одна на целом этаже, звучала тихая музыка, и я видела художника, рисующего огромные, великолепные полотна, словно распахнутое окно в мир, где царит гармония и незаметно течет время, превращаясь в вечность.

И вот, шумная группа ребят поднимается вслед за лектором на второй этаж. Я больше не слышу музыки, наверно она все еще звучит, но из-за ребячьего гомона больше не воспринимается. Ребята затихают, слушая забавную историю о том, как рисовалась картина, «Родник корыта? » яркое светлое небо, луга и горы, здесь изображена девочка, пасущая коров и читающая одновременно книгу, группа людей вдалеке. Когда Гречишкин  рисовал картину, то мальчик, заметив его, принял за шпиона, уж слишком «подозрительный тип», а время послевоенное, 1952 год, люди еще помнят войну.

А ниже картина -  полный контраст, мрачное грозовое небо, дождь стеной, и тяжелая деревянная рамка, оказывается эта картина была нарисована в один из самых трудных периодов жизни Павла Моисеевича, он был болен туберкулезом, врачи говорили, что у него последняя стадия. Шел 1948 год, страна поднималась из руин, не хватало рабочих рук, и кому были нужны художники?

Следующая группа картин о горе Стрижамент и местечках близ Ставрополя. Лектор обращает внимание на картину леса под Ставрополем, сообщая, что аналогичная картина с перерывом во много лет висит на первом этаже, и просит ребят запомнить ее и еще раз взглянуть перед уходом на ту, что на первом этаже. Возможно я сфотографировала не ту картину? Но по описанию, первоначально овраг был не такой крутой.

первая картинка

Ставропольский лес спустя много лет

Я тоже заметила, что художник любил рисовать по много раз одно и то же место с разных ракурсов, картины одних и тех же пейзажей отличаются по размеру, а на первом этаже есть очень ценный рисунок-набросок, где отдельно изображены растения.

наброски растений

Ребята переходят к следующей группе картин, они уже устали и начинают шалить, вдруг девушка-лектор хитро улыбается и предлагает ребятам поиграть, они сразу затихают и даже те, кто уже присел на стульчик, встают и подходят ближе.

А лектор продолжает: «Представьте, что вы художники, сколько времени вы будете рисовать эту картину», она показывает на огромные, взлетающие ввысь горы «Кавказ. Клухорское озеро. 1985 год».

Ребята начинают отгадывать, месяц, год, десять лет, и вдруг кто-то выкрикивает: «Тридцать лет!».

30 лет рисование картины

«Верно», — отвечает лектор, показывая на картину рядом «У Софийского ледника. Архыз. 1995 год», — «А эту?». Картины примерно одинаковы по размеру, большие —  2 на 1, 5 метра, по качеству рисования, с моей точки зрения (обычного зрителя) тоже одинаковы. Громче всех кричат мальчишки, пытаясь догадаться, сколько же рисовалась картина, наконец кто-то безнадежно произносит: «Две недели». И оказывается, что это верно. Художник, придя в восторг от великолепия гор, и тающих ледников спешил нарисовать картину, пока свежи в памяти образы, краски.

а эту 2 недели

Ну, вот, кажется и все, игра окончена и слушатели переходят к следующей группе картин, и вдруг неожиданно, следующий сюрприз! Лектор заявляет, что в зале есть совершенно волшебная картина «Домбайская фантазия. 1990 г», исполняющая желания. На самом деле на картине реальные только горы, а заснеженные елки просто дорисованы, поэтому и фантазия. Оказывается, волшебство картины заметили еще в те времена, когда сам Гречишкин проводил экскурсии в музее и останавливался возле заснеженных гор, зрители замирали, и говорили, что чувствуют реальный холод от картины, а сама она обладает удивительной энергией, и многие, приходя повторно в музей, говорили, что желания, загаданные перед картиной, исполняются. Мальчишки и девчонки тоже призадумались, каждый старался загадать что-то важное. Группа пошла дальше, а я как маленькая еще раз подошла к картине, чтобы почувствовать морозный воздух, закрыла глаза и загадала желание.

Волшебная картина

А школьники уже слушают рассказ дальше о том, что Гречишкин, рисуя северные пейзажи, первое время не мог вместить бескрайние реки на свои полотна. Показывая на облака и небо на картине, лектор говорит, что за такое понимание пространства Павла Моисеевича  называли «гением воздушной перспективы».

На третьем этаже собраны картины, которые были нарисованы Гречишкиным в путешествиях по разным странам и континентам.

Портрет художника встречает и провожает гостей