Школьные музейные фонды: начальный опыт систематизации

Школьные музейные фонды: начальный опыт систематизации

Чесняк М.Г.,

заведующий отделом

культурно-образовательной деятельности

Ставропольского государственного музея-заповедника

 

Фонды музея – это совокупность всех музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, которые находятся в хранилище и в экспозиции.

Предметы, находящиеся в фондах школьного музея, должны быть носителями информации о событиях, свидетельствами которых они являются, и должны быть поставлены на учет.

Это значит, что необходимо вести книгу учета, в которой дается краткое описание музейных предметов и присваивается номер. Этот же номер наносится на музейный предмет.

Рекомендуется выделять фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательного материала (таблицы, схемы, макеты, воспроизведения и пр. материалы на материальных и электронных носителях).

В номере указывается шифр музея, наименование фонда (музейных предметов, научно-вспомогательных материалов) и порядковый номер.

Например, «Л 61. МИШ. МП – 12». Запись означает, лицей № 61. Музей истории школы. Музейный предмет №12.

Для развития фондов школьного музея может быть проведена их дальнейшая структуризация.

Существуют правила структурной организации фондов. Так, предметы объединяются в класс по одному основанию (типу: технология, материал или виду: изобразительные, вещественные, письменные, фотографии);

В этом случае номер предмета может быть:

«Л 61. МИШ. МП / Ф – 12»,

где Ф – 12 означает фотографию № 12.

Приобщение школьников к систематизации школьного музейного фонда формирует у них навыки научного подхода при работе с вербальной и невербальной информацией.

 

 

Правила приема, хранения и экспонирования в школьных музеях предметов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны

Елагина Е. Н, ведущий методист,

Еремеева Н. Н. заместитель директора

по работе с филиалами и музейной сетью края

В связи с подготовкой к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне, актуально обновление уже существующих и создание новых школьных музеев, залов Боевой славы, мемориальных комнат.

 

При работе по сбору экспозиционного материала следует учитывать:

 

1. Деятельность школьных музеев в настоящее время регламентирует  Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее), утвержденное Письмом Министерства образования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16. В этом положении дано определение, что такое школьный музей: «Школьный музей – обобщающее название школьных музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

 

2. Оптимальной способом  получения необходимой  информации является опрос очевидцев и участников событий, работа с документами в архивах, музеях, библиотеках.

 

3. Предметы экспозиционного характера могут быть переданы в дар школьному музею владельцами при соответствующем оформлении документов о передаче (акты), при этом в легенде, прилагающейся к акту, излагается полная информация о дарителе, времени бытования предмета, исторических событиях, связанных с ним, указывается его историко-культурное значение.

 

4. Напоминаем, что в соответствии с Федерального Закона РФ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, проведение полевых изыскательских работ на местах сражений запрещается без наличия открытого листа.

 

5. В случае обращения в школьный музей граждан с вопросами о передаче, или дарении музею государственных наград СССР и РФ необходимо обращаться по адресу: г. Ставрополь, правительство Ставропольского края, Управление кадров государственной муниципальной службы и наград Аппарата Правительства Ставропольского края, тел. (8652) 71-35-70,   (8652) 30-62-98. Карпова Елена Николаевна.

 

6. В соответствии с письмом Министерства культуры Российской Федерации от 6 июля 2001 г. № 01-131/16-25 государственные награды не могут находиться на хранении в музеях, работающих на общественных началах и не обеспеченных необходимыми условиями хранения государственных наград.

 

7. Недопустим прием в фонды школьного музея и экспонирование действующего оружия или его образцов, которые можно привести в рабочее состояние.

 

8. Во всех случаях обращения о передаче в школьный музей огнестрельного оружия или частей/фрагментов к нему, взрывоопасных предметов (патроны, снаряды, гранаты и т. п.), а также холодного оружия, руководитель музея обязан передать информацию о факте дарения в органы внутренних дел через письменное обращение к начальнику ГУВД с просьбой о проведении о проверки оружия на безопасность.

Выпуск, 2-(11)  Сентябрь 2014

Запись опубликована в рубрике Для школьного музея. Добавьте в закладки постоянную ссылку.