Следы деятельности человека

ЗАДАНИЕ

ЛАБОРАТОРИЯ ЭКОЛОГОВ

В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Тема. Антропогенное влияние на природном объекте

 

Цель: изучить антропогенное влияние (следы деятельности человека) на пойменный лес реки Куры.

 

Во время работы экологической лаборатории вы изучаете жизнь природных лесных сообществ, а также влияния на них антропогенных факторов. Полученные наблюдения за природой помогут оценить состояние местных лесных сообществ, установить их влияние на окружающую среду зоны отдыха и предложить меры по их сохранению или восстановлению.

Вам предлагается выполнить самостоятельно задания, связанные с проведением исследований за природой территории зоны отдыха, их записью и подведением итогов.

 

Задачи:

самостоятельно получить и обработать информацию о следах деятельности человека в районе пойменного леса станицы Курской.

 

Оборудование:

инструкции по ТБ, индивидуальные задания, фотоаппарат, полевые дневники, карандаши, план-карта участка, компас, калькулятор, весы бытовые, полиэтиленовые мешки.

 

В одном гектаре 10000 квадратных метров. То есть 1 га = 10000 м².

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1

Исследование древесного яруса.

Найдите следы деятельности человека на участке, прежде всего на древесном ярусе. Это могут быть просто повреждения (поломки) отдельных деревьев либо браконьерская рубка. Отметьте такие места на плане участка. Сфотографируйте повреждения.

 

Задание 2

Исследования травянисто-кустарничкового яруса.

Установите антропогенное воздействие на наземный растительный покров на участке. Оцените состояние наземного покрова по 4-бальной шкале: отличное (нетронутый покров), хорошее, удовлетворительное, плохое. Подсчитайте площадь тропиночной сети (троп, дорог и других вытоптанных участков) и вычислите, какую часть в процентах занимает эта площадь от общей (на 1 га). Сфотографируйте повреждения.

 

Задание 3

Исследования замусоривания прибрежной зоны отдыха.

Путем сбора определите виды мусора (бутылки стеклянные, пластиковые, полиэтиленовые пакеты, бумага, банки железные и т. д.). Определите общую массу мусора (на весах) и рассчитайте её на 1 га. Очаги замусоривания нанесите на план. Сфотографируйте повреждения. Объясните причины замусоривания.

 

Задание 4

Исследование кострищ прибрежной зоны.

Определите число кострищ и разделите на три группы — по их величине (диаметр меньше 1 м, 1–2 м, больше 2 м), а также на три стадии — по степени зарастания (первая — растения отсутствуют, вторая — отдельные растения, третья — зарастание более 50 % площади). Подсчитайте площадь всех кострищ на 1 га (в %). Сфотографируйте повреждения.

 

Задания 5 (для всех)

  • Оцените степень влияния и последствия антропогенной деятельности на состояние леса и окружающей зоны отдыха озера.
  • Каковы перспективы дальнейшего развития исследованного вами участка? Что будет (предположительно) с этим участком через 10–15 лет?
  • Какие взаимосвязи в сообществе нарушены (или могут быть нарушены), что уменьшит его устойчивость?
  • Что может и должен сделать человек для сохранения и улучшения данного участка и окружающей территории?

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В ГРУППАХ

Задание. Всем участникам подготовиться к презентации исследований.

Запись опубликована в рубрике Летняя школа, События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.