Экскурсия и экскурсионный метод познания
Чесняк М.Г.,
заведующий отделом
культурно-образовательной деятельности
Ставропольского государственного музея-заповедника
Экскурсия – методически оправданный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также экскурсионный рассказ о событиях, связанных с ними. В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Общими признаками для всех экскурсий являются:
− протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток;
− наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
− наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
− наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
− передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
− целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;
− активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Экскурсионный метод – это способ разработки (проведения) экскурсии, позволяющий выработать у экскурсантов объективное критическое осмысление темы, содержания, организации и проведения экскурсии.
Экскурсионный метод неразрывно связан с показом и рассказом, на основе которых:
− раскрывается тема,
− сообщается необходимая информация об экскурсионных объектах,
− показывается значение исторического события, свидетельством которого выступает музейный объект,
экскурсанты овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.
«Музейные истории» //Выпуск 8, 2014г., стр.9//Автор-составитель Чесняк М.Г.
Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве
Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для общеобразовательных учреждений