Цветовое и световое решение

Цветовое и световое решение экспозиционного пространства

 

Чесняк М.Г.,

заведующий отделом

культурно-образовательной деятельности

Ставропольского государственного музея-заповедника

 

Цвет и свет в экспозиции являются важными свойствами пространственной формы.

При проектировании экспозиции цвет выступает одним из основных факторов создания общего настроения у посетителя и ориентации его внимания, а также как средство композиции. Ряды элементов пространственных форм экспозиции могут быть построены в основных цветовых направлениях:

−         ахроматическом (от белого до черного);

−         хроматическом в теплой гамме (желтый – оранжевый – красный с их промежуточными оттенками) и в холодной гамме (зеленый – синий – фиолетовый с их промежуточными оттенками);

−         двух дополнительных цветов (синий – оранжевый, зеленый – красный, фиолетовый – желтый).

Носителями цвета в музейной экспозиции являются различные экспонаты, стенды и архитектурные элементы интерьера. Колористическая обработка пространства чаще достигается введением одного активного цветового фона. Таким фоном могут стать пол и потолок (использование коврового покрытия и драпировки потолка невоспламеняющимися тканями).

Контрасты помогают направлять внимание посетителя на те или иные стенды или участки стендов.

Контраст может быть достигнут не только цветом, но и яркостью и фактурой материала.

Для двумерных экспонатов контраст является единственным средством выявления их контура.

Эффективность светового решения экспозиции зависит от основных факторов, определяющих:

оптимальный уровень освещенности в зависимости от характера и фактуры экспоната, коэффициента отражения его поверхности, уровня освещенности соседних предметов;

распределение световых потоков. Ярко высвеченными могут быть элементы композиции, или их группы, или деталь экспоната;

светотень позволяет выявить форму и фактуру экспоната в определенных границах освещенности;

динамика светораспределения. Кратковременная вспышка света, направленной то на один, то на другой элемент экспозиции сразу привлекает к ним внимание;

спектральная характеристика. Совместное или раздельное применение люминесцентных, ртутных и ламп накаливания определяет их спектральные характеристики, влияющие на восприятие цвета экспоната. Применение цветовых фильтров расширяет возможности использования цвета, цветовых пятен в оформлении экспозиции;

психологический и эстетический факторы. Освещение экспозиции должно психологически воздействовать на зрителя, пробуждая в нем интерес и нужные ассоциации;

экономика – существенный фактор при оценке эффективности освещения. Удачное решение освещения увеличивает ее эмоциональное воздействие.

«Музейные истории» //Выпуск 5, 2013г., стр.10//Автор-составитель Чесняк М.Г.

Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве

Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для общеобразовательных учреждений